Рынки капитала: проблемы и решения |
Учитывая динамику развития экономики России. Комитет по финансам и инвестициям сформулировал свою позицию в отношении вопросов, влияющих на ее инвестиционный климат. Миссией Комитета является оказание помощи и активное участие в улучшении инвестиционного климата в Российской Федерации для европейского бизнеса путем обсуждения и выработки рекомендаций по разрешению проблемных вопросов в области инвестиций и финансов.
Ниже представлена информация по возможным проблемам в области лизинга, также даны рекомендации по их решению.
Сложность налоговой системы. Отсутствие на практике презумпции «добросовестного налогоплательщика», чрезмерное нагромождение различных видов налогов и сложный механизм их расчета - всё это усложняет учёт налогов и оставляет широкое поле для субъективного подхода фискальных органов при проверке правильности учёта, расчета и уплаты налогов. Среднее время необходимое для заполнения налоговых отчетов и их подачи в фискальные органы, существенно превышает показатели развитых стран, а также показатели стран, которые активно борются за привлечение иностранного капитала.
Совершенствовать налоговое законодательство. Сделать законодательство более простым для понимания и применения.
Отсутствие системы стандартных контрактов для сделок на рынке. Большинство сделок на рынке основано на контрактах, которые являются уникальными для каждой сделки. Это ведёт к снижению защищенности прав сторон сделок, а кроме того, повышает стоимость сделок за счёт вовлечённости консультантов. Весь процесс свершения сделок удлиняется, что ведет к снижению эффективности использования ресурсов.
Разработать, где возможно, стандартные договоры (например, на покупку недвижимости, на предоставление ипотечного кредита и т. п. ) и утвердить их обязательное применение при сделках.
Коррупция и криминальность операций с капиталом. В стране, где культура операций с капиталом была полностью утрачена в начале прошлого века, в период, когда эта культура пытается опять укрепиться, возникают проблемы с представителями деловых и государственных структур, которые пытаются использовать своё положение в корыстных целях. Проблема приобрела размеры национальной и, с одной стороны, не позволяет всем в равной степени конкурировать на рынке, а с другой, - переводит значительные средства в «теневую экономику», изымая их из реального сектора национальной экономики. Существование значительных ресурсов в «теневой экономике» является благодатной почвой для криминальных манипуляций всякого рода.
Внести изменения или разработать новый стандарт бухгалтерского учета для лизинговых компаний, отвечающий потребностям и практике лизинговых операций, и максимально соответствующий международным правилам бухгалтерского учета.
Ранняя стадия развития рынков капитала. Несмотря на свой размер и значительную активность (особенно, в течение последних нескольких лет), рынки капитала России не имеют значительного опыта в своём арсенале, например, для работы во время кризиса ликвидности или кризиса доверия финансовых институтов.
Продолжать изучать опыт зарубежных рынков и привлекать экспертов к совершенствованию финансовой системы страны. Особенно это касается работы рынков и их управления в стрессовых ситуациях.
Значительная активность государственного сектора и государства в корпоративном бизнесе. Государство играет значительную роль, которую реализует напрямую и через крупные государственные холдинги, снижая инвестиционную привлекательность последних и прибегая к нерыночным механизмам регулирования.
Следует либо обеспечить понятность и адекватность работы государственных корпораций на рынке, либо ограничить их влияние на рынок вследствие нерыночности их методов и целей.
Корпоративное управление и прозрачность участников рынка. Подавляющее число участников рынка не имеют адекватных механизмом корпоративного управления. Кроме того, прозрачность владения предприятиями не всегда возможно проследить.
Способствовать повышению прозрачности предприятий и структуры их владения и управления через совершенствование законодательства и правил участия на рынках капитала. Обеспечить механизмы поддержки развития институтов адекватного корпоративного управления.
Высокая инфляция. Проблема неуправляемого роста цен остаётся одной из основных макроэкономических проблем в стране. Высокая инфляция ведет к серьёзному снижению инвестиционной привлекательности национального рынка капитала и использованию рубля в качестве резервной валюты.
Разработать комплекс рыночных мер по борьбе с инфляцией, сделав этот план достоянием общественности и обеспечив его внедрение.
Зависимость экономики от добычи минеральных ресурсов и их обработки. Национальная экономика остаётся напрямую зависимой от добычи минеральных ресурсов и отраслей, связанных с их переработкой. С одной стороны, являясь наиболее привлекательными, эти отрасли жестко регулируются государством и состоят из небольшого числа крупных доминирующих игроков. С другой стороны, это не способствует развитию конкуренции. Кроме того, подобная ситуация ведёт к несбалансированности национальной экономики в целом и делает ее более волатильной, особенно во времена кризиса спроса.
Продолжать снижение зависимости национальной экономики от добычи и обработки сырьевых ресурсов. Продолжать разработку и внедрение планов по ориентации экономики на инновационный путь развития.
Недокапитализация рынка. Относительно небольшая капитализация российских частных компаний, и в особенности банков, ведет к большей волатильности всего рынка.
Способствовать повышению капитализации рынка капитала путем стимулирующего законодательства и условий.