Отцы Москвы |
Лик столичного города непрерывно меняется - каждая эпоха, каждое историческое событие, равно как и годы обыденного течения времени, оставляют что-то свое и стирают часть того, что было прежде, но именно градоначальники, и никто другой, задают вектор этим превращениям.
История московского градоначальничества не спрятана в летописях, она лежит перед нами, на поверхности - это мосты и здания, башни и парки, канализация и водопровод, дороги и очистные сооружения, казенные больницы и учебные заведения, библиотеки, фонтаны и уличные фонари.
Уже минуло триста лет с тех пор, как указом Петра I в 1708 году была учреждена должность московского губернатора. За эти столетия Москва видела 77 градоначальников, последний из которых, Сергей Собянин, заступил на пост мэра совсем недавно. Начиная что-то новое, всегда полезно оглянуться назад, оценить вклад и опыт предшественников. Не будем пренебрегать традицией.
Совсем недавно сложил полномочия 76 градоначальник Москвы, мэр Юрий Лужков. Занимая должность на протяжении 18 лет, он уступил по продолжительности правления лишь трем своим предшественникам - князю Владимиру Андреевичу Долгорукому, князю Дмитрию Владимировичу Голицыну и Владимиру Федоровичу Промыслову, каждый из которых правил Москвой почти четверть века. Срок значительный.
Более чем достаточный для того. чтобы выпестовать на лике города именно те черты, которые пришлись по праву. Можно даже попробовать провести аналогии история, как известно, повторяется, возможно Москва идет по пути, уже пройденному однажды, витком ниже по спирали времени.
Каждый из градоначальников прошлого добавлял архитектурному облику города что-то свое, не отказался попробовать на этой ниве свои силы и Лужков.
К безусловным успехам на данном поприще можно отнести реставрацию и восстановление таких памятников архитектуры, как Храм Христа Спасителя, заложенный еще князем Голицыным, Большого театра, Петровского путевого дворца, парков Кусково и Кузьминки (что, правда, не помешало мэру вырубить значительное количество зеленых насаждений) и части Китайгородской стены. Заложены мемориальный комплекс и Парк Победы на Поклонной горе, запущено строительство Москва-Сити.
Однако, несмотря на то, что реставрация памятников старины - это, безусловно, хорошо, многих повергает в содрогание художественный вкус мэра - чего стоит крыша над Гостиным двором или расплодившиеся повсюду творения Церетели. Однако о вкусах, как известно, не спорят, потому оставим потомкам многочисленные «лужковские» жилые дома на месте как хрущевок, так и памятников культуры, и перейдем к дорогам нашего города.
Однозначное спасибо можно сказать ушедшему градоначальнику за реконструкцию МКАД и Третье транспортное, без которых сейчас пришлось бы совсем худо, однако недоумение хочется высказать по поводу того, что дороги нынче стали отливать, судя по всему, из золота, а зря - и материал не очень для дорог подходящий, и дороговато, и тащат его все кому не лень. Очень хочется попросить нового мэра - может, вернемся к старому доброму асфальту?
Площади, оставленные проектировщиками прошлого под транспортные развязки, заняты выросшими, будто грибы, торговыми центрами, и сложно придумать, что можно сделать, чтобы город смог продохнуть от пробок. Разве что поднимать чиновников на час раньше, как предложил действующий мэр, хотя навряд ли эта мера облегчит ситуацию.
В социальной сфере Лужков тоже старался следовать примеру своих именитых предшественников - князь Дмитрий Голицын выделял существенные средства из казны на постройку приютов, богаделен и больниц, аналогией которым могут служить лужковские пенсионные надбавки и создание Департамента социальной защиты. Князь Владимир Андреевич Долгоруков за время своего правления способствовал открытию большого количества высших учебных заведений, в числе которых были и первые Высшие женские курсы. Ну, здесь ему до Лужкова далеко - по крайней мере, по количеству. По качеству же отметим поддержку в 1990 годах Московского государственного университета, сохранение за ним государственного статуса, помощь в прогрессивной организации обучения и научной деятельности. В 2000-е годы по инициативе Лужкова за счёт бюджета Москвы были возведены значительные по площади новые учебные корпуса МГУ, оснащённые современным оборудованием.
Следовал традициям бывший мэр не только в богоугодных делах. Снисходительная гримаса истории — Петр Семенович Салтыков, управлявший Москвой в конце 18 века, закончил свое правление неблагозвучным аккордом, основой которому послужил знаменитый Чумной бунт, произошедший в начале осени 1771 года. В городе разразилась эпидемия чумы, и Салтыков вслед за сановниками, купцами и помещиками, в панике покидавшими город, уехал в свое поместье в Марфино. В его отсутствие народ взбунтовался, обезумевшая толпа растерзала архиепископа Амвросия. Должности своей Салтыков лишился. В наши времена масштабы катастрофы, конечно, менее значительны, однако москвичи не склонны снисходительно смотреть на мэра, покинувшего Москву в самый разгар летних пожаров когда миллионная столица задыхалась в смоге и дыму, а смертность от жары и дыма поднялась в два раза. Напомним, что мэр, отдыхая в Альпах, не счел необходимым присутствовать в столице ввиду отсутствия, с его точки зрения, чрезвычайной ситуации.
Достижением бывшего мэра можно считать то, что, согласно рейтингу консалтинговой компании Mercer, с 2004 по 2009 год Москва поднялась со 190-го места (из 215 возможных) до 168-го места. Стоит отметить, что в рейтинге Mercer учитываются такие пункты, как уровень здравоохранения, образования, инфраструктура, экология и т. п.
С экологией, кстати, в городе по результатам последних десяти лет, беда - по тому же рейтингу Mercer Москва - один из самых экологически неблагонадежных городов мира, поэтому одной из насущных проблем нового градоначальника Москвы будет улучшение экологической обстановки в городе, где онкологические заболевания у детей встречаются в два раза чаще, чем в среднем по России.
Завершившись, правление Лужкова еще не успело приобрести исторически верной трактовки, и остается неоднозначным. Кто-то из современников запомнит его как человека. превратившего Москву из полукриминального наследия перестройки в подлинный мегаполис, кто-то припомнит многокилометровые пробки, дороги на вес золота и сомнительные траты бюджета, мы же ограничимся тем, что скажем: время покажет.
Тем более, что на данный момент внимание москвичей обращено не в недавнее прошлое, а в начинающееся прямо сейчас будущее. Каждый из градоначальников прошлого решал насущные проблемы города, будь то восстановление после войн и наводнений или реформы административного аппарата, строительство дорог или обеспечение общественного транспорта, социальные институты или монументальные стройки. В какую сторону устремится Москва на этот раз? Посмотрим. Опять же лишь время покажет.