Отношения между Россией и США

Один, два три - перезагрузка!

Способность быстро продвинуться от идеи к выходу на рынок - составляющая успеха современного бизнеса, особенно международного. Между тем, перед предпринимателями, стремящимися выйти на американский рынок, встают проблемы, решение которых может занять слишком долгое время, а для многих предпринимателей открытие представительства их бизнеса в другой стране оказывается вообще невозможным.

Одной из трудностей, с которой сталкиваются компании при выходе на международный рынок, является незнание специфики и законов этого рынка, которые сложно понять без физического присутствия на нем. Миссия Российско-Американской Торговой Палаты в США - помогать американским компаниям, заинтересованным в сотрудничестве, строить бизнес отношения с Россией, а российские компании, обеспечивать маркетинговой, консалтинговой и юридической поддержкой на территории Соединенных Штатов Америки, тем самым развивать и укреплять отношения между Россией и США.

Российско-Американская Торговая Палата в США насчитывает более 300 членов. Большая часть из них это представителя среднего бизнеса, но есть и крупные компании такие, как Delta и American Airlines, Ritz-Carlton, Hyatt и др.

Одной из приоритетных задач Палаты - выстраивание продуктивных рабочих отношений с коммерческими, общественными и лоббистскими организациями в США. Сотрудничество с ними помогает значительно расширить диапазон возможностей для членов организации, особенно из России. Благодаря этой стратегии, Палата осуществила немало проектов в таких сферах, как международная торговля, инвестиции, недвижимость, образовательные программы, туризм, спорт, обмен опытом. Например, совсем недавно, в октябре, мы проводили торговую биржу в Москве и Санкт-Петербурге с участием представителей бизнес кругов штата Алабама, - рассказывает президент Российско-Американской Торговой Палаты в США Сергей Миллиан. В составе делегации, приехавшей в Россию, вошли компании, которые крайне заинтересованы в выходе на российский рынок. В этой поездке принимают участие не только Бизнесмены, но и представители администрации штата, Директор Департамента экономического развития - г-н Нил Вэйд и Директор отдела внешней торговли штата Алабама - г-жа Хильда Локхард. Эта встреча активно поддерживается американской стороной.

Сегодня, когда было официально объявлено о «перезагрузке» отношений между Россией и США, резко увеличилось количество компаний, которые выходят на рынки этих стран, отмечает Сергей Миллиан. У сотрудников Российско-Американской Торговой Палаты прибавилось забот: заявки поступают как из США, так и из России, коли честно проектов Российско-Американской Торговой Палаты в США постоянно растёт, что влечёт за собой открытие дополнительных представительств в Чикаго и Нью-Йорке. Головной офис находится в Атланте.

Один из проектов будет запущен в Нью-Йорке - это особый проект - Международный Центр Развития Бизнеса (МЦРБ) при Палате.

Главная задача Международного Центра Развития Бизнеса - помочь российским предпринимателям выйти на американский рынок максимально быстро, с минимальным риском и затратами. Те предприятия, которые пройдут через нашу программу, проверят свою конкурентно- и жизнеспособность в льготных, защищенных, инкубационных условиях и либо обретут самостоятельность, либо поймут, что они еще не готовы вести бизнес в суровых условиях международного рынка, - рассказывает Сергей Миллиан. Международный Центр Развития Бизнеса Российско-Американской Торговой Палаты в США представляет собой коммерческую консалтинговую организацию, предоставляющую правовые, административные, маркетинговые и финансово-экономические услуги российским предпринимателям, ищущим выход на американский рынок.

МЦРБ работает по принципу бизнес-инкубатора - идеи, впервые опробованной в США и 1950 году. Этот опыт оказался успешным. В 1985 году в мире уже действовало около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992-м их было 470, сейчас - 1100. Половина из существующих ныне бизнес-инкубаторов действует в США.

Международный Центр Развития Бизнеса берет на себя функции торговых представительств компаний - участников проекта в США. Проект начинает работать в этом году и у нас на него большие надежды.

Возвращаясь к теме «Перезагрузки», посмотрим, какие она даёт результаты. Одним из главных достижений в этом направлении стала Российская национальная выставка, которая прошла в Чикаго в ноябре прошлого года. Организатором выступило Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Российско-Американская Торговая Палата в США была партнером этого мероприятия. Выставка собрала немало представителей деловых, научных и общественных кругов США и России. Со стороны США курировали мероприятие мэрия Чикаго и лично мэр г-н Ричярд Дэйли

За время выставки был подписан ряд контрактов между представителями бизнеса России и США в разных областях. Американские посетители имели возможность не только говорить о бизнесе и партнерстве со своими российскими коллегами, но и ближе познакомиться с культурой России, посмотреть выставку ключевых исторических документов, в разное время подписанных Россией и США.

Подобные мероприятия крайне важны для формирования положительного имиджа Россия в США и необходимы компаниям, которые заинтересованы в укреплении деловых отношений между нашими странами, - считает Сергей Миллиан. - Это совпадет с миссией нашей Торговой Палаты.

Очевидно то, что интерес к России со стороны американского бизнеса достаточно велик. Все политические и экономические события в нашей стране отслеживаются и обсуждаются, и когда появляются положительные импульсы или перспективы, бизнес сообщество реагирует моментально. Например, когда Сочи выиграл конкурс на проведение зимней олимпиады. Российско-Американская Торговая Палата в США получила массу проектов и предложений от американских строительных, туристических, инвестиционных компаний, которые готовы были инвестировать в регион и принимать участие в его развитии, - сообщает Сергей Миллиан.

В работе Российско-Американской Торговой Палаты в США торговые отношения являются приоритетным направлением, также много времени уделяется проектам, имеющим общественно-социальное значение. Так, в сложное для России время этим летом, когда пожары охватили огромную часть территории Российской Федерации, помощь российским спасателям шла из многих стран мира, США не были исключением. Мы получили ряд предложении от американских компаний, которые готовы были предоставить помощь и свое участие в тушении пожаров. В итоге, в Россию вылетел главный американский эксперт по тушению пожаров, г-н Том Робинсон. Он привез в Россию противопожарное средство «Пирокул», которое использовалось для тушения руин башен-близнецов 11 сентября 2001 годам, - поясняет Сергей Миллиан.

Как показывает практика Российско-Американской Торговой Палаты в США, которая работает уже не первый год, лишь недавно, благодаря потеплению отношений между Россией и США, действительно началась перезагрузка в отношениях стран не только на словах, но и на деле.

Буквально несколько лет назад, больше интереса к партнерству с Россией проявляли американские компании, которые выводили свои продукты на интернациональные рынки или занимались инвестициями. Со стороны России Америка привлекала только очень серьезных игроков. Сегодня ситуация изменилась, и всё чаще стали проявлять интерес к американскому рынку представители российского среднего бизнеса. В сферу их интересов входят проекты, направленные на обмен опытом, технологиями и техническими разработками.

Сергей Миллиан: «Вообще о сферах бизнес интересов стоит поговорить отдельно. Выступая с докладами или принимая участие в деловых конференциях, приходится часто слышать следующие вопросы: «Какая модель взаимоотношений существует между нашими странами?», «Что нужно американцам в России, а российскому бизнесу в Америке?» Ответ на эти вопросы меняется довольно-таки часто, но, при прочих равных условиях, модель кажется следующей:
Россия - страна с богатыми природными ресурсами. Именно этот факт формирует интерес у крупного и реже среднего американского бизнеса. Например, для компании Боинг Россия основной поставщик титана, который используется в самолетостроении. Это не единственный случай, такие примеры есть практически в каждой индустрии. К сожалению, с сегодняшней экономикой, кроме природных ресурсов, Россия немного может предложить американскому покупателю». Являясь членом БРИК (четыре страны с самой быстроразвивающейся экономикой Бразилии, России, Индии и Китая), Россия также является привлекательным инвестиционным рынком. Несмотря на риски, которые на нем присутствуют, зафиксированная прибыль может быть значительно выше, чем на внутреннем или европейском рынках.
Говоря о российских компаниях, которые интересуются совместным бизнесом с американцами, сфера основных интересов - это технологии и обмен опытом.

Наиболее востребованные направления сегодня - это Интернет, web-технологии, мультимедиа. Как правило, для этих рынков порог входа не всегда высок, а прибыли, которые можно получить при удачном запуске того или иного продукта, могут быть очень интересными. В России эти рынки проходят этап становления, в США же на них занято очень много крупных и мелких компаний. Развитие идет очень быстрыми темпами. Процент работающих в этой сфере высок и продолжает увеличиваться. Прибыли впечатляют. Очевидно, что данная модель развития будет использоваться в скором будущем и в России.

«В заключении хочется сказать, что очень хотелось бы, чтобы то, что мы делаем, было полезно не только одной конкретной компании, запустившей с нашей помощью очередной проект, но и внесло бы положительный вклад в динамику российско-американских отношений в общем, мы для этого прикладываем немало усилий», - подвёл итог нашему общению Сергей Миллиан.

Как показывает статистика, национальные компании без зарубежных представительств теряют до 80% и более потенциального бизнеса.