Интервью с Антоном Тереховым

Электронная коммерция

Антон Терехов директор по электронной коммерции TUI Russia & CIS. До TUI Russia & CIS работал директором по маркетингу и продажам в Rambler Media (2008-2009) и директором по маркетингу в крупнейшем российском интернет-магазине OZON (2006-2008).

Электронной коммерцией Вы занимаетесь не первый год. Скажите, что поменялось за эти годы, если говорить в рамках нашей страны?

Вырос объем сделок. Если раньше продажи через интернет для многих компаний были просто нематериальны, то сейчас в некоторых секторах они занимают очень приличную долю рынка.

На рынке труда поменялось отношение: раньше это было странное занятие для студентов, а сейчас это престижное занятие с уровнем зарплат часто выше, чем в традиционных отраслях.

На рынке инвестиций поменялся масштаб. Если раньше инвестиции, исчисляемые миллионами долларов, были редкостью, то сейчас все профессиональные новостные ленты пестреют такими заголовками. Как следствие, наличия инвестиций и роста престижности профессии появилось очень много по настоящему разных моделей бизнеса в электронной коммерции и для электронной коммерции.

Можно ли сейчас назвать российский рынок электронной коммерции развитым?

Нет, нельзя. Мы, принципиально, подчеркиваю, принципиально, отстаем от США и Европы, а Японию, может быть, не догоним никогда...

Какие программные решения, аппаратные средства для ведения электронной коммерции Вы используете?

Их огромное количество, это тема для отдельного разговора или серии разговоров. Каждое ИТ решение предназначено для определенных задач.

Насколько использование методов электронной коммерции даёт больше, чем забирает? Я имею в виду денежную составляющую.

Однозначный ответ возникает только для товаров, в которых сама доставка продукта производится через интернет или офлайновая логистика как таковая - не нужна вообще - авиабилеты, электронный контент - музыка, электронные книги, фильмы. Если присутствует офлайновая логистика, то нужно очень внимательно считать параметры бизнес-кейса, т.к. дистанционная торговля требует достаточно сложных и иногда дорогостоящих процессов.

Давайте пофантазируем. Как вы думаете, лет через N-дцать возможно ли, что все бизнес процессы будут проводиться через интернет? То есть бизнес полностью станет электронным, в том числе и при взаимодействии с госструктурами (например, при сдаче отчётности)

Все процессы, связанные с передачей информации - безусловно, будут проводиться через интернет, и не через N-дцать лет, а через вполне обозримый промежуток времени, лет 7-8. Правда, интернет - это будет достаточно условное понятие, т.к. он будет плотно интегрирован с другими способами распространения информации (телевидением, телефонной связью и т.п.)

Современный потребитель уже настолько «наелся» стандартных маркетинговых приёмов, что их использование и далее вряд ли мажет помочь выйти компании на новые вершины. Нужно использовать нестандартные подходы, разные "фишки». Поделитесь, пожалуйста, своими идеями на этот счёт»

В последнее время современный потребитель (по крайне мере в Москве) уже настолько наелся разных «фишек» и нестандартных подходов, что уже пора вернуться к «истокам» маркетинга: анализу предпочтений клиентов, развитию продуктов, организации клиентского сервиса. А Интернет - среда, в которой по-настоящему востребованный продукт с «правильным» сервисом станет известным очень быстро. Довольные пользователи сами его разрекламируют лучше любого маркетолога.

А что насчёт «репутационноео менеджмента»?

Очень простая цепочка рассуждений. Репутация компании - это уровень ее сервиса и продуктов + правильное их освещение. Компания, конечно, может генерировать сама информационные поводы, но они часто скучны и неинтересны (на унылые списки пресс-релизов можно полюбоваться везде). А на самом деле ситуация в СМИ изменилась настолько, что сами клиенты, партнеры, конкуренты компании, генерируют намного более интересный контент о компании, чем она сама.

Позитивный, негативный - главное интересный! И можно в режиме он-лайн отслеживать и реагировать на такие «микроинформационные поводы (в блогах, соцсетях и т.п.). Правильная и оперативная работа с этими микроповодами сложна, требует применения технических средств, но именно ее и можно назвать «правильным» репутационным менеджментом.

Скажите, пожалуйста, пару напутственных слов для тех, кто только делает первые шаги в освоении методов электронной торговли как способа устройства и ведения бизнеса.

Нужно внимательно смотреть на зарубежные модели ведения бизнеса - это машина времени, на которой можно и нужно учиться.

Ваше кредо?

«Власть и бессмертие!»