История Монополии

Монополия. Причудливое начало

Головокружительный, конкурентоспособный и неизменный капиталистический тон игры Монополия - "Победитель берет всё!" - сделал её одной из самых популярных настольных игр в мире.

Тем не менее, она далеко не всегда была такой безжалостной. Верьте или нет, монополия начинала свою жизнь, как антикапиталистический обучающий инструмент, в течение десятилетий за игрой проводили время ранние американские прогрессисты, левые и другие радикалы, помогавшие бесчисленным военным заключенным бежать из немецких лагерей и решать десятилетние споры с торговыми марками калифорнийских экономистов.

Рождение монополии

Обычно монополию помнят в качестве плода эпохи Великой Американской Депрессии, и детища предпринимателя Чарльза Дарроу (Charles Darrow), однако, нельзя сказать, что одно из этих утверждений полностью верно. По сути, игра была задумана ещё за три десятилетия до того, Элизабет Мэги Филлипс (Elizabeth Magie Phillips).

Филлипс была преданным последователем экономический идеологии, известной также как "джорджизм", которая выступала за отмену всех налогов, за исключением так называемого "единого налога", взимаемого с собственников земли. Для того чтобы продемонстрировать, как она видела преимущества этой идеологии и несправедливость земельной монополизации, она создала необычайно сложную настольную игру, назвав её "Землевладелец" (Landlord), а примерно в 1904 году она подала первую серию патентов на её дизайн. Так родилась Монополия.

Именно патенты Филлипс указывают на то, что она была одной из первых, кто сделал доску с петлей, повторяющимся маршрутом, вместо гонки точка-точка. Среди знакомых квадратов, как "Тюрьма", "Коммунальные Услуги" и "Железная Дорога", были менее узнаваемые остановки, под названием "Общественный Парк", "Наследие" и "Мать-Земля". Игра продолжалась, пока один игрок не завершит пять кругов доски, а победителем становился тот игрок, который накопил наибольшее количество имущества, денежных средств и товаров.

Тем не менее, никакого состояния Филлипс не ждало. К тому времени, как Монополия стала популярной (в середине Великой Депрессии, не раньше) её собственность дошла - через запутанную цепочку друзей и знакомых - в руки сантехника из Филадельфии по имени Чарльз Дарроу.

Дарроу научился игре в 1932 году и, впечатленный её потенциалом, создал большую часть иконографии, которую мы до сих пор ассоциируем с игрой: маленькие зеленые и красные дома, другие виды недвижимости и художественные работы. Начав с ручного производства копий игры в свободное время, Дарроу, квалифицированный продавец, смог убедить местные универмаги принять на продажу свою версию Монополии. Это был мгновенный успех.

В 1935 году его усилия привлекли внимание "Parker Bros.", которая добавила к игре фишки и организовала нешуточное производство. Первое издание Parker Bros. продавалось по цене 2$ - и менее чем за два года было продано более двух миллионов экземпляров. Место в истории игр было обеспечено.

Монополия в состоянии войны

Монополия сделала Паркер нарицательным именем, а Дэрроу миллионером - но она получила куда более творческий подход к использованию во время Второй мировой войны, благодаря уникальному сотрудничеству между британским издателем Waddington и британской секретной службой.

Это история, которая напоминает продукт чрезмерной фантазии голливудского продюсера, вместо продуманного плана в министерстве разведки. Но узнав, что немецкие власти были рады предоставить своим военнопленным игры и развлекательное времяпрепровождение (возможно, в надежде на то, что немного развлечений заставят меньше думать о побеге и других проступках), британцы разработали собственный план.

Они послали Монополию в немецкие лагеря для военнопленных.

Как вы могли догадаться, это были далеко не самые обычные комплекты игры Монополия. Изготовленные под завесой тайны, их коробки скрывали тайники с компасами, шелковые карты и крошечные файлы, скрытые в традиционной валюте Монополии, и содержащие реальные банкноты, предназначенные для заключенных, чтобы те могли использовать их в своих попытках сбежать.

Сколько заключенных они освободили? Никто не знает. Завеса секретности вокруг программы оставалась на своем месте в течение десятилетий после войны. Нет сохранившихся примеров тех игр. Но, конечно, многие тысячи британских солдат сбежали из немецкого плена и, как не сложно это себе представить, некоторые из них добились этого с помощью простой настольной игры.

Антимонополия: Обратная реакция

Ирония сыграла злую шутку, антикапиталистические корни игры сделали её нежеланной в горячие будни 1970-х. Преследуя попытки донести до общественности опасности необузданной монополизации - и под впечатлением от экономический принципов, лежащих в основе игры Parker Bros. - профессор экономики Калифорнийского Института, Ральф Энспач (Ralph Anspach) создал учебно-игровое поле, которое назвал Антимонополией. Принимая общие черты тезки, игра поступила в продажу в 1973 году и не имела недостатка в успехе.

Parker Bros. остались очень не довольны. Неудивительно, что они увидели игру Энспача, как незаконное присвоение их ценного товарного знака, после чего подали иск. Энспач и его юристы пытались убедить судей, что десятилетняя версия монополии Parker Bros. и товарный знак - недействительны, открыв тем самым десятилетнюю судебную драму.

В первом иске Parker Bros. требовали уничтожить все запасы игр Энспача - но после длинного ряда апелляций, противоборствующие стороны достигли согласия. Энспач может продолжать продавать свою игру, а Parker Bros. сохранили свой товарный знак. Вы должны чувствовать, как урок о вреде капитализма и Антимонополия всё ещё в продаже сегодня.

И всё же, кто этот Господин Монополия?

Упитанный, усатый, и постоянно поднимающий цилиндр, господин Монополия представляет игру с 1936-го года - хотя известен под этим именем он стал лишь в последнее десятилетие или около того. До этого он носил несколько менее стильное прозвище "Богатый дядя Пеннибэгс". И всё же, как бы его не называли, талисман Монополии имел реальную цель для вдохновения: банкир и бизнесмен 19-го века Дж. П. Морган, который имел упитанную фигуру и носил цилиндр, подобно изображению на игре.

Возможно вас также заинтересует: